Паровоз ФД

Категория Паровозы Обновлено: 02.05.2020 Просмотры 0.7К
ФД20-1237

ФД20-1237

ФД — паровоз назван в честь Феликса Дзержинского. Выпускался с 1931 по 1942 год на , . Построено 3213 паровоза.

Заводское обозначение:

  • Вся серия — 1-й тип Паровоза

Особенности:

  • Первый успешный грузовой паровоз в СССР с осевой формулой 1-5-1 (бегунковая, 5 ведущих и поддерживающая оси), разработанный и построенный за 170 дней
  • Смог удовлетворить потребности страны в грузовых перевозках в период стремительного экономического развития
  • Для паровоза был специально разработан 6-ти осный тендер
  • В работе показал высокую эффективность для своего времени, но очень прожорлив и со слабой экипажной частью

Модификации:

  • ФД20 — с нагрузкой 20 тс на ведущую колёсную пару
  • ФД21 (модернизация 1936 года) — увеличена нагрузка на ось до 21 тс за счёт установки широкотрубных пароперегревателей типа Л40 системы Чусова
  • ФДК — с Конденсацией отработанного пара, когда пар не выбрасывался в атмосферу, а возвращался обратно в тендер-конденсатор. Эксплуатировался исключительно в среднеазиатских республиках СССР (нынешние Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан)
  • ФДППассажирская вариация, наименование получено после разоблачения культа личности Сталина в 1956 году (ранее именовались паровозами ИС)

Технические характеристики:

  • Длина — 15 905 мм
  • Колея — 1435 и 1524 мм
  • Конструкционная скорость — 85 км/ч
  • Минимальный радиус прохождения кривых — 120 м
  • Мощность — 3100 л.с.
  • Осевая формула — 1-5-1
  • Служебная масса — 145 т
  • Тип — грузовой

Предшественники:

  • Американские паровозы ТА и ТБ

Последователи:

  • Паровозы серии СО и китайский QJ
  • Опытные паровозы ОР21, ОР23 и УУ
  • Заменялся тепловозом ТЭ3
  • В своё время мог быть заменён проектным тепловозом Т17 и опытным тепловозом ВМ20
  • Опытные теплопаровозы эквивалентной мощности ТП1 и № 8001
Схема ФД

Схема ФД

Автор статьи - Кириллов Юрий