159 — 159 тип узкоколейного паровоза. Производство с 1930 по 1941 год на Коломенский завод, Невский завод, Новочеркасский электровозостроительный завод (НЭВЗ), Подольский паровозоремонтный завод. Построено: 900+ паровозов.
Особенности:
- Проектировался с 1928 года после окончательного принятия единого стандарта узкой колеи в 750 мм
- По своей конструкции являлся на половину танк-паровозом, обладал запасами топлива/воды на час работы без тендера
- Мог работать с одним и даже двумя тендерами, второй прицеплялся спереди паровоза
- Разбирался и перевозился на широколейной двухосной платформе
- В процессе эксплуатации выявлено недостаточное давление пара, производство продолжалось далее из-за нехватки локомотивов данной колеи
Технические характеристики:
- Длина (с тендером) — 9400 мм
- Колея — 750 мм
- Конструкционная скорость — 20-25 км/ч
- Минимальный радиус прохождения кривых — 80 м
- Осевая формула — 0-4-0
- Служебная масса — 14 т
- Тип — грузовой
- ЛК-83-1 и ЛК159-02
- 159-4-78
- 159-469
- 159-6421
Эксплуатация:
Азербайджанская ж/д, Армянская ж/д, Белорусская ж/д, Грузинская ж/д, Дальневосточная ж/д, Куйбышевская ж/д, Московская ж/д, Приднепровская ж/д, Южная ж/д, Южно-Уральская ж/д
Предшественники:
- Узкоколейные паровозы 83, 86 и 157
Последователи:
- Паровозы серии П24, как: Кв4, Пт-4/Кф4 и Кч4