Справочник о железных дорогах для начинающих

Категория Теория Обновлено: 28.05.2020 Просмотры 88
КЖ1572Б-20. Россия, Красноярский край, перегон Талнах - Валёк. Автор: Aztec. Дата: 18 мая 2020 г.

КЖ1572Б-20

Железная дорога (ЖД) — это вид транспорта. Железнодорожный путь состоит из двух параллельно расположенных рельс. Рельсы крепятся к шпалам которые находятся снизу поперек рельс.

Рельс — это металлическая длинная направляющая балка, по которой едет колесо.

Шпала — это брус, к которому крепится рельс. Шпалы делают из разных материалов:

  • Деревянные — самый дешёвый вид шпал. Пропитываются в технических смолах, для более долгого срока службы.
  • Железобетонный — делаются из бетона с использованием стальной арматуры. Срок их службы более долог чем у деревянных.
  • Металлические — применялись в на железных дорогах III Рейха.

Железнодорожная колея — это расстояние между верхними частями (головками) двух параллельных рельс. Колея бывает разных размеров, ниже представлены самые распространнёные:

  • 750 мм — стандартная узкоколейная колея СССР/СНГ
  • 760/762 мм — стандартная узкоколейная колея бывшей Австро-Венгерской империи
  • 1067 мм — стандартная колея в Японии
  • 1435 мм — стандартная колея в большинстве стран мира.
  • 1520/1524 мм — стандартная колея в Российской Империи/СССР/СНГ, Финляндии, Монголии.

Контактная сеть — это металлический провод или рельс, от которого подается электричество на токоприёмники электровозов, электропоездов, теплоэлектровозов, дизель-электропоездов.

Колёсная пара — это монолитные соединённые осью два колеса. Колёса с внутренней стороны рельса имеют увеличенный край (остряк) чтобы держаться на рельсах.

Подвижной состав (ПС) — это всё что движется железнодорожными колесами по железной дороге.

Виды подвижного состава:

  • Самоходный — это ПС оборудованный двигателем чтобы ехать самостоятельно. К самоходному ПС относятся:
  1. Локомотивы — это агрегаты основное внутреннее пространство которых занимает двигатель. Назначение локомотива — это перемещение несамоходного подвижного состава.
  2. Моторный Вагонный Подвижной Состав (МВПС) — это вагоны с двигателем.
  • Несамоходный — это ПС не имеющий двигателя, передвигается только прицепленным к локомотиву. Несамоходный ПС делится по назначению на:
  1. Пассажирский — перевозит людей.
  2. Грузовой — перевозит грузы.
  • Специальный — это ПС сделанный для создания и обслуживания железных дорог.

В некоторых самоходных подвижных составах имеется несколько этапов передачи энергии от первичного источника (двигателя) к колёсным осям. Эти этапы проходят используя разные виды передач:

  • Механическая — механическая энергия от первичного источника (двигателя) напряпую через систему шестерёнок и карданных валов передается на колёсные пары
  • Гидравлическая — механическая энергия от первичного источника (двигателя) через систему гидравлики передается на колёсные пары.
  • Электрическая — механическая энергия от первичного источника (двигателя) через электрогенератор преобразуется в электрический ток, который передается на электродвигатели вращающие колёсные пары.

Основные виды локомотивов:

  • Паровоз — это автономный локомотив, единственным двигателем которого является паровая машина. Котёл нагревая воду, превращает её в пар, который подается в цилиндры и через систему тяг на колёсные пары
  • Тепловоз — это автономный локомотив первичным производителем энергии которого является двигатель внутреннего сгорания (дизельный двигатель), который механической, или гидравлической, или электрической передачей переводит энергию дизеля на колёсные пары.
  • Электровоз — не автономный локомотив, который получает электричество от контактной сети и передаёт её на колесные пары.

Менее распространнёные виды локомотивов:

  • Паротурбовоз — автономный локомотив первичным производителем энергии которого является паровой котёл, передающей пар на паровую турбину, которая механической передачей врашает колёсные оси.
  • Паротурбоэлектровоз — автономный локомотив первичным производителем энергии которого является паровой котёл, передающий пар на паровую турбтну, которая через электрическую передачу подаёт ток на электродвигатели колёсных осей.
  • Теплоэлектровоз (электротепловоз) — автономный локомотив который может работать как тепловоза и как электровоз. Имеет дизельный двигатель и токоприёмник для питания от контактной сети.
  • Аккумуляторный электровоз — не автономный локомотив с электрической передачей, получающий ток от аккумуляторных батарей.
  • Газотурбовоз — автономный локомотив первичным производителем энергии которого является камера сгорания, передающая газы на газовую турбину, которая механической передачей врашает колёсные оси.
  • Газотурбоэлектровоз — автономный локомотив первичным производителем энергии которого является камера сгорания, передающая газы на газовую турбину, которая через электрическую передачу подаёт ток на колёсные оси.
  • Пневмолокомотив — неавтономный локомотив, работающий на сжатом воздухе, который через механическую передачу вращает колёсные оси.

Основные виды Моторного Вагонного Подвижного Состава (МВПС):

  • Паровагон (паровозовагон) — автономный МВПС в котором двигателем служит паровая машина.
  • Дизель-поезд/автомотриса — автономный МВПС первичным производителем энергии которого является двигатель внутреннего сгорания (дизельный двигатель), который механической, гидравлической, электрической передачами переводит энергию дизеля на колёсные пары.
  • Электропоезд — не автономный МВПС, который получает энергии от контактной сети и передаёт её на колесные пары.

Менее распространнёные виды МВПС:

  • Дизель-электропоезд — автономный МВПС, который может работать как дизель-поезд и как электропоезд. Имеет дизельный двигатель и токоприёмник для питания от контактной сети.
  • Дизель-аккумуляторные электропоезд — автономный МВПС, который может работать как дизель-поезд и как аккумуляторный электропоезд.
  • Аккумуляторный электропоезд — не автономный МВПС с электрической перечей, получающий ток от аккумуляторных батарей.
  • Газотурбинный поезд — автономный МВПС первичным производителем энергии которого является камера сгорания, передающая газы на газовую турбину, которая через механическую, электрическую передачу подаёт ток на колёсные оси.
Автор статьи - Ющенко Андрей